Православие
определяло жизненный путь казака с первого дня земной жизни, от крещения до
отпевания при отходе его в мир иной, формировало мировоззрение и весь ежегодный
круг обрядов. Таинству
крещения казаки передавали огромное значение, утверждая, что до крещения у
младенцев нет души, а дети, умершие не крещенными, не явятся на страшный суд.
Отсюда большое уважение к восприемникам (крестной и крестному). Перед
тем, как нести ребенка в церковь (на крещение), его клали в красный угол (к
иконам) и молились: «определи ему, Господи, талант и счастие, добрый разум и
долгие годы». На крестины, кто побогаче, звали священника, когда у младенца
прорезывались зубы, родители, посадив его на лошадь, возили в церковь служить
молебен Иоанну Воину о том, чтобы он был храбрым казаком. Дети,
по понятиям казаков – признак благополучия, признак «Благословления Господня
над семьей». Неимение
детей считалось Божьим наказанием, не говоря уже о венчании. Народная свадебная
обрядность была признана Православием. После согласия жениха и невесты на брак,
их ставили рядом и, помолившись Богу, благословляли, приговаривая: «Дай же Бог
нам слышанное видеть, желанное получить». Остальной текст можно прочитать здесь.
Атаман ХКО ст. Копанской Ковалев Александр Александрович